Главный тренер молодежной сборной Таджикистана Виталий Левченко дал расширенное интервью официальному сайту Мемориала Валентина Гранаткина, где рассказал о своей футбольной карьере.
Пожалуй, из всех 16-ти главных тренеров команд-участниц нынешнего Мемориала Гранаткина самая неординарная футбольная биография (если не считать, конечно, немца Николая Адама, появляющегося на петербургском турнире то во главе сборной Азербайджана, то во главе сборной Индии) – у Виталия Левченко. В своем родном таджикском Ленинабаде (ныне этот город называется Худжанд) Виталий уже в 15 лет(!) умудрился пробиться в местную команду мастеров «Ходжент» (ныне «Худжанд»), за которую успел поиграть еще в чемпионате СССР.
Дальше – больше. Из далекого Таджикистана способный юниор (это произошло уже в 18 лет) попал прямиком в клубную систему знаменитого киевского «Динамо»! И вслед за тем последовали долгие годы успешной игры в чемпионатах Украины, России и даже Китая. Закончив карьеру правого защитника в 32 года, Виталий начал тренировать. И теперь, спустя 12 лет, привез на турнир в Санкт-Петербург юношескую сборную своего родного Таджикистана.
– Виталий, поделитесь секретом: как вы смогли совершить такой интересный и необычный переход – из ленинабадского «Ходжента» аж в киевское «Динамо»?
– История и впрямь получилась интересная. Я еще учился в душанбинском спортинтернате, когда мне удалось попасть в команду мастеров из моего родного города. А чуть позже поехал вместе с командой на сбор в Чехословакию. Там-то меня и заметил на футбольном поле известнейший киевский селекционер Михаил Михайлович Коман. Думаю, не надо вам говорить про мои чувства совсем еще мальчишки-футболиста, которого пригласили в само киевское «Динамо» – пусть и в дублирующий состав.
– Сколько вы пробыли в системе «Динамо»?
– Четыре года. Стабильно играл в Киеве за «Динамо»-2, но пробиться в первую команду на мою игровую позицию правого защитника было совершенно нереально: всю правую бровку на долгие годы прочно застолбил за собой Олег Лужный. Поэтому, когда возник вариант с возможным переходом из «Динамо»-2 в киевский ЦСКА – он тогда назывался ЦСКА-«Борисфен» – долго я не раздумывал. Тогда его тренировал Михаил Иванович Фоменко. Вообще, в те годы, в середине 90-х, в киевский ЦСКА пришла целая плеяда очень известных и авторитетных футболистов. В тренерском штабе команды появился Геннадий Литовченко, а в состав команды влились такие мастера, как вратарь Виктор Чанов, защитники Олег Кузнецов, Андрей Анненков, Ерванд Сукиасян из сборной Армении, известный грузинский нападающий Михаил Джишкариани… Просто грех было не сыграть в одной команде с такой замечательной компанией! Я и сыграл. Шесть сезонов, проведенных в киевском ЦСКА, вспоминаю с большим удовольствием.
– ЦСКА ведь из первого дивизиона постепенно добрался до выступления в Кубке Кубков?
– Да. Путевку в еврокубки мы получили благодаря тому, что сыграли в финале Кубка Украины с киевским «Динамо», ставшим чемпионом. Тот финал, хоть мы и проиграли 1:2, тоже навсегда остался в памяти. День города, яркое солнце, множество болельщиков на трибунах Республиканского, а ныне – «Олимпийского» стадиона в Киеве… Очень хороший получился матч, боевой, игра шла на встречных курсах. Мы пропустили два мяча, ответили во втором тайме сначала ударом в перекладину, потом не забили пенальти. Один мяч отыграли, а на второй времени уже не хватило. Но никто после финального свистка не высказал нам ни слова упрека, мы проиграли тот финал в очень достойной борьбе с динамовцами.
– После шести лет в киевском ЦСКА вы перебрались в симферопольскую «Таврию»…
– На один сезон. А потом довольно долго играл в чемпионате России за «Волгарь-Газпром», ставропольское «Динамо», костромской «Спартак» и «Урал». Особенно приятно вспоминать время, проведенное в Астрахани и Екатеринбурге.
– Уже разменяв тридцатилетний рубеж, футболист Виталий Левченко уехал играть в чемпионат Китая. Не было ли сомнений перед столь дальней дорогой?
– Никаких. Я вообще достаточно быстро и легко везде адаптируюсь. Поэтому без проблем привык в Китае и к местному футболу, и к местному быту, и к местной еде.
– Вы играли в той самой команде «Чанчунь Ятай», которую буквально на днях в контрольном матче крупно обыграл петербургский «Зенит».
– Да, я тоже обратил внимание на этот матч.
– Тогда, в 2003 году, в китайском чемпионате вряд ли платили футболистам-легионерам такие невероятные зарплаты, как сейчас?
– Невероятных зарплат не было. Но, вы знаете, финансовая стабильность в китайских клубах была неизменна. И заработный фонд в местных клубах оказался повыше, чем в тех российских клубах, где я играл.
– Не слишком ли рано вы повесили бутсы на гвоздь – всего в 32 года?
– Разрыв крестообразной связки… Возрастному футболисту гораздо сложнее и дольше восстанавливаться после такой травмы. Передо мной встал вопрос – делать ли операцию или обойтись без нее, но закончить с игрой в футбол. Я предпочел второе. С коленом со временем всё нормализовалось, ходить и играть в футбольный «дыр-дыр» оно, слава богу, мне не мешает (улыбается – прим.ред.).
– Юношеская команда Таджикистана, которую вы тренируете, производит на текущем Мемориале Гранаткина симпатичное впечатление, но ей, похоже, явно не везёт?
– Очень не везет (вздыхает – прим.ред.). Такие моменты не реализовываем! Но я не могу предъявить ребятам никаких серьезных претензий. Все они очень стараются. Увы, нам не удалось занять высокого места на петербургском турнире. Но отрицательный результат – это тоже результат. Мы получили здесь богатую пищу для размышлений. Проанализируем свои ошибки и будем работать дальше.
– Виталий, напоследок не совсем серьезный вопрос. В интернете на вашей персональной страничке указано: игровое прозвище – «двоечка Лёва». Если не секрет, кто и когда вам его присвоил?
– Это еще в Киеве было, один из местных журналистов обыграл тот факт, что я всегда играл под номером 2. А «Лёва» – это, понятно, производная от моей фамилии. Получилось такое вот прозвище. Я и не возражал (улыбается – прим.ред).
Источник – официальный сайт Мемориала Гранаткина